Как известно, одной из отличительных особенностей коучинга как технологии, является практика задавания вопросов, которые направляют клиента коучинга в работе, двигают его к цели, помогают в приближении к результату, позволяют раскрыть потенциал, и так далее.
В разных технологиях коучинга есть разные вопросы, а также совершенно разная последовательность их задавания.
В коучинге, который я использую в своей работе с клиентами, а также элементы которого использую в своей школе коучинга, есть два вопроса, которые помогают клиенту оценить свой собственный опыт, понять свои сильные стороны и возможные пути развития. Иными словами, эти вопросы развивают клиента.
Первый вопрос – вопрос «Что сейчас происходит?». Данный вопрос направлен на самостоятельную оценку клиентом той жизненной ситуации, которая сегодня есть. Этот вопрос существенно сужает рамки думания клиента, оставляя его исключительно в настоящем времени ( здесь и сейчас) и не позволяет «уйти в прошлое» или в мысли о будущем.
Второй вопрос существенно усиливает состояние клиента – вопрос «Что хорошего в том, что сейчас происходит?». Этот вопрос помогает клиенту найти свой собственный ресурс для своего развития и роста в текущей ситуации, извлекая позитивные моменты.
Помимо этого, второй вопрос во многом существенно снижает порог тревожности клиента и его негатив. Особенно это касается вопросов отношений, вопросов, где принимает решение вторая сторона (супруг или супруга, руководитель и тому подобное).
Из своей практики коучинга, задавая эти вопросы, я вижу несколько важных моментов в работе с клиентами.
Момент первый - многие не хотят видеть и замечать позитивные стороны текущей ситуации. Это значит, что по сути человек пришел в коучинг с проблемой и хотел бы, что бы коуч ее решил. При таком отношении я вообще думаю, что клиент не готов самостоятельно работать в коучинге.
Момент второй - клиенты, извлекающие позитив из текущей ситуации, вычленяя то хорошее, что дает ситуация сегодня, очень быстро находят верные решения. И в дальнейшем им коуч уже может быть уже не столь нужен.
Данные вопросы существенно помогают клиенту в его развитии и являются цементирующими элементами на пути к достижению цели, которая была заявлена клиентом.