Многие инструменты, которые коуч использует в своей работе, довольно интимны. Например, в моей практике, к таким инструментам относятся инструменты по работе с ценностями, работе с принятием, письмо самому себе и так далее. Таких инструментов много.
Предлагая клиенту выполнить задание, заметил одну интересную особенность. Клиенты, работая с тем или иным инструментом, думают, что коуч будет их проверять как учитель в школе, выполненные домашние задания.
И, как следствие, подсознательно у клиента есть желание выполнить «домашнюю работу» на «отлично», тем самым подыгрывая коучу. И это вполне оправданно.
Я это очень четко еще раз осознал в процессе ведения своего коучинга, а также в процессе обучения коучингу в рамках проекта ШКАМ, а также в других программах.
Долгое время я думал – как снизить порог «правильных ответов» клиента, приблизив тем самым клиента к нахождению своих собственных ответов на вопросы, поиску своих собственных открытий и, во многом откровений.
Выход нашел довольно быстро и уже три года убеждаюсь в его эффективности.
Давая задания клиентам и чувствуя их «ученический» подход к выполнению, я честно предупреждаю клиента о том, что ответы мне показывать ненужно. Не надо делиться своей реакцией, которая возникала у клиента в момент выполнения задания.
Такое важное замечание, как я заметил, существенно раскрепощает клиента, значительно снижает порог его тревожности и полностью «выключает» ученическую позицию
Что важно мне и как я проверю «правильность» выполнения задания клиентом. Мне важны ответы на следующие вопросы:
- Что вы почувствовали в процессе выполнения данного задания?
- Какие новые открытия у вас произошли в момент работы с данным упражнением?
- Какие новые вызовы вы лично увидели для себя?
- Появились ли у Вас новые зоны для своего развития? В чем может быть это развитие? Есть ли у Вас ресурсы для развития?
Иными словами, мне важна сама реакция человека и его дальнейшее движение к решению своей задачи.
Многие спросят – а если клиент вообще не будет выполнять задание? В этом отношении все просто – это зона ответственности клиента. И я к этому точно никакого отношения не имею.