Ваша компания как организм. Системные законы организации

 «Организация – как система» довольно модный сегодня термин, которым оперируют многие –  и бизнес-психологи, и консультанты, да и сами руководители.

Если рассматривать организацию как систему, то в этой системе действуют законы, нарушение которых, как правило, ведет к возникновению ряда проблем.

Мы можем принимать эти законы или всячески противиться их действию (по принципу «где угодно, только не у меня в компании»), но от нашего принятия (как и непринятия), эти законы продолжают действовать в компании (системе) и делать свое дело.

Что дает знание этих законов?  Это знание дает возможность управлять теми организационными процессами, которые присутствуют в любой организации. Отрицание же этих законов только усугубляет проблемы.

В этом материале я кратко опишу существующие законы, которые действуют, повторюсь, в любой организации.

Закон принадлежности

Любой элемент системы (а значит и организации) принадлежит ей в равной степени. Каждый элемент системы  - равноправный ее участник, должен принимать и поддерживать правила, принятые в системе, уважать и принимать других участников системы, вносить свой вклад в развитие всей системы.
Важно понимать то, что при «исключении» любого элемента системы (организации) это исключенное  начинает действовать,  находя свое место. Как правило, такие действия исключенного элемента негативны для системы и ведут к развитию проблем.

Закон иерархии (закон порядка)

Важный закон, нарушение действия которого ведет к большим проблемам в системе, вплоть до ее полного разрушения.
Элемент, который пришел в систему раньше другого, имеет высший приоритет. Иными словами, если Вы как руководитель нанимаете сотрудников, то сотрудники не могут быть выше Вас по иерархии.

Очень часто в моей консультационной практике руководители задают вопрос  - кто должен быть инициатором  изменений в компании? Исходя из действия закона иерархии – только тот, кто выше по «рангу», выше в системе. Вот почему, инициативы, которые исходят из «рядовых» сотрудников и не поддерживаемые руководством, терпят, как правило, неудачу. Элемент  системы (читай, рядовой сотрудник) пришедший в систему позже не может управлять элементов выше по иерархии. Тоже касается и назначений людей на должность. Но это тема отдельного материала.

Закон баланса (закон «брать-давать»)

Соотношение того, что Вы отдали (энергия, выполненные работы и тому подобное) должно соответствовать тому, что Вы получили (зарплата, премия, повышение по службе) должно быть сбалансировано. Очень часто этот закон нарушен в рамках организационной системы и система дает сбой в своем функционировании. Так например, если сотрудник на протяжении определенного времени выполняет большой объем работ и не получает «отдачи» от своего вложенного труда, то скорее всего такого сотрудника Вы, как руководитель, в скором времени потеряете.

Сила описанных выше законов в том, что они работают вне зависимости от нашего на то желания. Но знание этих законов дает выгодное преимущество – руководитель может управлять теми процессами, которые в настоящее время дают сбой.

Решения компании FineConsulting:

Корпоративный семинар "Что такое правильные решения в компании. Работа с внутренними ресурсами компании"

Комментариев еще нет.

Leave a Reply