Почти во всех учебниках по коучингу, в статьях коучей, в профессиональных кругах лейтмотивом проходит одна и та же фраза «коучинг – технология успешных людей», «коучинг не работает с больными» и тому подобное.
Мы так свято верим в эту фразу, что забываем, на мой взгляд, что человек, который приходит в коучинг, все-таки приходит с болью, и, хотим мы того или нет, с проблемой.
Ну, представьте сами, коллеги, если у человека все хорошо с семье, он закажет когда-нибудь себе услугу семейного коучинга? Если человека все устраивает на работе и у него четкие карьерные перспективы, будет ли он обращать свое внимание на «карьерный коучинг»?
За последнее время, несколько коллег-коучей, написали мне либо личным сообщением, либо комментарием к какому-то обсуждению «Алексей, а к вам клиенты разве приходят с проблемами?»
Да, приходят. Приходят с проблемами, болью, с пресловутым «что-то не так в…» .
Выражение «коучинг – технология успешных людей», или «коучинг – технология для чемпионов», это конечно, хорошо и здорово, но тем не менее, давайте не будем забывать, что большинство людей, обращающихся к коучу, понятия не имеют ни о технологии, ни о ее подходах, парадигмах, принципах.
Фраза «Я работаю как коуч только с успешными людьми» я считаю, бравадой….
Я отчетливо понимаю , что клиент, который обратился ко мне как к коучу испытывает и боль, и проблемы, и сложности.
Иной вопрос, что моя задача как профессионального коуча из этой проблемы и/или боли сделать задачу, которую можно решать. Но, это уже моя задача и никак не клиента.
Более того, смею утверждать на основе своей активной практики коучинга, что для большинства клиентов, с которыми уже состоялось одна-две-три сессии, продолжают считать что у них проблема и/или боль.
Что дает мне такое понимание боли и проблемы клиента?
Во-первых, я четко понимаю насколько для человека ВАЖНО решение по принципу «здесь и сейчас».
Во-вторых, когда я вижу что у человека что-то «болит», я более пристально обращаю внимание на эту боль, а также на те шаги, которые предпринимает клиент для трансформации этой боли в работу.
В-третьих, понимание этой боли позволяет мне более аккуратно работать с клиентом в коучинге, постепенно выводя его на новые рубежи.
Мое мнение, - клиент в коучинг всегда приходит со своей болью. Иной вопрос – какое качество у этой боли, как человек реагирует на эту боль, готов ли он трансформировать свою боль в задачу, в зону развития.