Инструменты коучинга. Облако тегов. Работа со смыслами

На протяжении последних лет, работая в коучинге с различными запросами, например, «развитие бизнеса компании», «развитие лидерства организации», «создание команды», «продажи в компании», «личные отношения» и тому подобное, я замечаю, что у каждого клиента (а если это коучинг команды, то у каждого члена команды) есть свои собственные смыслы, которыми клиент наполняет ту или иную тему.

Некоторые используют в коучинге вопрос «что для вас…» (тему подставьте сами) и клиент начинает давать определение тому или иному понятию (лидерство, команда, развитие бизнеса и тому подобное).

Некоторое время назад я тоже практиковал подобный вопрос. Со временем, я понял, что при такой постановке вопроса, клиент (вольно или не вольно) начинает подбирать определения тех или иных понятий, не особо вкладывая в них своих собственных смыслов. Иными словами, уже на этой стадии клиент ищет некое идеальное представление чего-либо, не привязывая его к себе, а значит, не наделяя его своей энергией.

И если мы говорим о том, что в коучинге клиент ищет свои ответы, то такая работа не совсем экологична.

За последний год работы  формате коучинга, я использую инструмент «облако тегов».

oblako

Суть инструмента:
Клиенту дается ограниченное пространство – облако, в которое клиент вписывает слова (из практики я вывел, что лучше, если это будут существительные в именительном падеже или глаголы), которые по его мнению отражают суть заявленной темы.

Например, если клиент работает с темой лидерства, то в облако вписываются те слова, которые у клиента ассоциируются с данной темой. Ну и так далее.

Важным в этом задании является то, что предлагаемое облако – ограничено, то есть выходить за границы облака нельзя.

Эта «ограниченность пространства» позволяет клиенту вычленять самое ценное и важное для него в той или иной теме.

Что происходит, когда облако заполнено? Клиенту предлагается проранжировать свои определения, наделяя их определенным смыслом. Определения, которые имеют наиболее высокий ранг – те направления, с которых будет начинаться работа.

Только после такого ранжирования клиент намечает конкретные пути решения своей задачи.

Что важно в этом облаке? Во-первых, важно то, что клиент сам определяет для себя смыслы, которыми он наделяет те или иные термины. У каждого они свои.

Во-вторых, получая такое облако тегов наполненное смыслами, я как коуч, уже понимаю о чем мы будем говорить и с чем работать

Работе со смыслами посвящен ряд вопросов во втором модуле ШКАМ

Решение: Коучинг

4 модуля обучения классическому коучингу

2 ответов

  1. – Слушай, Базин, ты по каким принципам существуешь в обществе?
    – Основной принцип моего существования – служение гуманистическим идеалам человечества.

    Хороший инструмент. Спасибо вам за него огромное!

Leave a Reply