Работая с клиентами в коучинге, часто замечаю, что когда начинаешь говорить о ценностях, то работа на некоторое время (иногда довольно продолжительное) стопорится.
Человек при вопросе "Что для вас ценно?" становится неуверенным и это видно.
И это не зависит от того – работаешь с клиентом по его личному запросу, или работа проходит в организационном формате коучинга.
Причина такого ступора кроется во многом в том, что людям страшно работать с темой «ценности». Страх этот во многом возникает по той причине, что для большинства людей это абсолютно закрытая тема, которую многие вообще никогда не поднимали в своей жизни
И на то есть свои причины.
Во-первых, далеко не все люди сами знают свои ценности. Когда переходишь в коучинге к этой работе, люди понимают, что их спрашивают о том, о чем они сами просто не знают. Это вызывает страх.
Во-вторых, у многих клиентов вызывает страх «что-то сделать не так». Иными словами, у клиента есть какое-то представление о том, что в теме «ценности» есть понятие «правильное решение» и его надо найти.
В- третьих, вопрос ценностей слишком интимный и что бы работа была максимально эффективной, у клиента должно быть доверие к личности коуча. В противном случае, клиент будет лишь декларировать ценности, но никак не проявлять истинные ценности у себя.
Работа с ценностями в моем понимании, это, в первую очередь, полное погружение в себя, в поиск (а для многих работа с ценностями это ни что иное как поиск) истинных смыслов своей жизни, того ценного и важного, что есть (должно быть) у человека.
Надо признать как факт, что далеко не каждый человек (будь он владельцем собственного бизнеса или наемным директором, или рядовым сотрудником компании) вообще когда-то отвечал, хотя бы сам себе, на вопрос о том, что для него ценно в его жизни. И уж тем более, еще меньшее количество людей соизмеряли свои ценности с той деятельностью (как и с жизнью вообще), которой они занимаются сегодня.
Тем не менее, ценности человека это огромный ресурс для:
- Понимания смыслов жизни
- Повышения уровня осознанности жизни
- Поиска своего предназначения
Ключевые вопросы в теме работы с ценностями:
- Что для Вас важно в жизни?
- От чего Вы не можете отказаться?
- Почему это важно для Вас?
- Что Вас поддерживает?
- Чем для Вас важен данный проект?
- В чем важность данного процесса для Вас?
- Какой Ваш интерес в данном проекте (в данном процессе)
- Какую ценность поддерживает ожидаемый результат
Эти вопросы помогают клиентам найти и проявить то важное, что у них есть сегодня, то, что реально может служить базисом для их дальнейшего развития.