Одним из частых запросов руководителей на коучинг в последнее время бывает запрос, так или иначе связанный с формированием доверия у сотрудников. Иными словами, руководитель хочет иметь в компании доверительную среду.
Очевидно, что доверие невозможно сформировать привычными для руководителя инструментами – приказами и распоряжениями, должностными инструкциями. Более того, все перечисленное, скорее разрушит доверие (несмотря на то, что многие руководители продолжают жить в парадигме, что «лучшая форма доверия – это контроль», мы сейчас не об этом).
Доверие – довольно интимная штука вообще. И эта интимность сохраняется и на корпоративном уровне. Доверие всегда начинается на личностном уровне – мы доверяем ЧЕЛОВЕКУ, а не его должности, положению и так далее. При формировании доверия в организации можно выделить несколько уровней:
«Я доверяю» – кому можете вы доверять в своей компании? На кого вы можете положиться не как на ответственного сотрудника, а именно как на человека.
«Мне доверяют» – кто из тех людей, кому вы доверяете, доверяет вам? В ходе коучинга с руководителями часто приходится слышать от руководителей сомнения в том, что тот или иной человек, к которому есть доверие, также доверяет и самому руководителю
Многие руководители вполне обходятся этим двумя уровнями. И действительно, в некоторых случаях, этого вполне достаточно – есть люди, которым доверяю я как руководитель, и они доверяют мне.
Тем не менее, с точки зрения внедрения организационных изменений, этого не всегда бывает достаточно.
Есть и третий уровень доверия, который обозначен как «Им Доверяют». То есть, важно понимать, насколько люди, которым доверяет руководитель (и которые, в свою очередь, доверяют ему), пользуются авторитетом и доверием у других людей в компании (а также, что не менее важно, за ее пределами).
Чем больше авторитет у этих людей, тем выше вероятность того, что они будут доверять самому руководителю.
С точки зрения бизнеса, доверие на уровне личностей существенно помогает руководителю:
- планировать организационные изменения в компании
- развивать новые направления в бизнесе
- заниматься стратегическим планированием своего бизнеса
- внедрять инструменты коучинга в организации