Продолжая коучинг продаж, с руководителем небольшой торговой компании, руководитель задал вопрос - чем отличается продавец от менеджера по продажам.
Одно из главных отличий менеджера от «просто сотрудника» (независимо от его должности), - чувство внутренней свободы, которая позволяет менеджеру принимать решения в рамках своих компетенций, проявлять самостоятельность, принимать ответственность и риски за свои действия. Одним словом, одно из главных проявлений менеджера – степень его осознанности.
И в случае менеджера по продажам его отличие от продавца заключено именно в этом – проявлении своей самостоятельности, «лавирование» среди постоянно меняющихся запросов клиента, балансируя на стыке интересов – клиента, компании, себя.
Но почему же, в большинстве наших компаний работают до сих пор продавцы, а не менеджеры по продажам? И кто, в конечном счете, отвечает за качественное «кто» работает в отделе продаж?
Смею утверждать, что ответственность за то, КТО работает в отделе продаж – менеджер по продажам или продавец, лежит полностью на руководителе.
Именно от его осознанного желания зависит наличие ключевых компетенций у менеджеров по продажам, а также собственно качества этого менеджера.
Какие компетенции можно выделить у менеджера по продажам в данном понимании:
- Внутренняя свобода,
- Самостоятельность в принятии решений за свои действия
- Ответственность за процесс и собственно результат своей работы
- Желание работать в команде на единый результат
- Стремление к постоянному развитию
- Высокая степень мотивации к работе (заметьте, ни к деньгам, а именно к работе).
В основе всех перечисленных выше компетенций лежит в первую очередь доверие руководителя к своим сотрудникам. А вот с этим на наших предприятиях большая проблема. Что происходит в большинстве наших компаний? Руководители боятся иметь таких сотрудников, продолжая строить свой бизнес на парадигме «лучшая форма доверия – это контроль».
Самое интересное при этом то, что в отделе продаж с такой установкой начинают работать именно такие люди – люди с чувством страха принятия решений, ограниченной внутренней свободой, отсутствием мотивации к собственному развитию, и собственно мотивации к продажам.
Читая эти строки, многие руководители подумают о том, что «мы работаем с теми, кто есть у нас, других нету». Такая парадигма звучит как конечный вердикт и ставит окончательный крест на развитии вашего отдела продаж. А значит, крест можно поставить и на продажах да и на всем бизнесе.
Рабочая тетрадь менеджера отдела продаж хороший инструмент. Единственная проблема – инструмент есть, нужно только убедить менеджера ею пользоваться.
Андрей, хороший вопрос. Но это, скорее, вопрос осознанности менеджера. Если он не хочет пользоваться, то значит он в какую-то тему, по какой-то причине, не хочет “смотреть”. И это тоже показатель его осознанности. Согласись?