Развивая людей, помогая им преодолевать препятствия, решать задачи и сверхзадачи, многие коучи забывают о том, что неплохо было бы самим пройти этот путь или, по крайней мере, идти по этому пути. Иначе говоря, технологии, которые коуч применяет на своем клиенте (партнере) должны быть апробированы на себе. Уже ни для кого не секрет, что многие клиенты воспринимают коуча как своего проводника в личном развитии.
Любые сравнения здесь о том, что «врач венеролог, может и не болеть сам венерическими и заболеваниями» неуместны, ибо коучинг, и это доказано многими гуру коучинга, - технология взаимного развития коуча и его партнера (клиента). Понятно, что врач-венеролог не очень захочет лечиться вместе со своим пациентом.
К чему я это говорю? К тому, что обучение коучингу, как помогающей профессии, должно начинаться с личной эффективности коуча как человека, как личности. Именно личный опыт может служить той опорой, тем базисом, на котором коуч выстраивает свою будущую профессию.
«Проживание» техник и подходов в коучинге на мой взгляд необходимое условие формирование коуча как личности в помогающей профессии.
Более того, проработка собственных задач и достижение собственных целей позволяет коучу понимать, что далеко не всегда сразу можно найти тот ответ, который наиболее оптимален в решении той или иной задачи. Например, я как коуч, четко понимаю, где может "зависнуть" клиент в процессе работы и, самое главное, понимаю причины такого зависания, ибо сам когда-то прошел этот путь.
Именно такой подход я заложил в своей Школе коучинга (ШКАМ). Первые три модуля обучения в школе позволяют помимо овладения инструментами коучинга, самому учащемуся проделать путь в решении собственных задач.
Не скрою, есть категория людей, которые честно признаются что у них сегодня нет задач для проработки, но при этом они очень хотят стать коучами. Да, такая стратегия возможна. Но, на мой взгляд она неэффективна с точки зрения глубины проникновения коучинга - человек не "отработавший" свои задачи, вряд ли будет эффективно помогать другим людям эти задачи решать.
Казалось бы – техники и инструменты школы понятны и просты, - бери и применяй. Но, как я сейчас отчетливо понимаю, не отработав «личную историю», вряд ли можно успешно помогать другим развиваться и двигаться вперед.
Есть и еще один аргумент в пользу такого подхода – «от себя к клиенту».
Сегодня многие говорят о том, что коуч это не только, и даже не столько профессия, сколько призвание служить другим людям, помогая им в их личном развитии.
И если принимать эту парадигму за аргумент (что лично мне очень импонирует), то возникает вопрос – возможно ли такое служение без личной проработки своих целей, задач, страхов и так далее. Наверное, да, такое возможно. Но это уже вряд ли можно считать служением.