«Мы провели тренинг по продажам, а результата почти не было – тренер слабоват» - обычный крик души руководителя.
Большинство руководителей забывает о том, что тренинги, которые в изобилии проводятся в компаниях, проводятся ….. со взрослыми людьми.
И именно взрослость сотрудников накладывает большие ограничения на подходы к обучению персонала.
В чем состоят эти ограничения?
Желание. Можно ли заставить учиться взрослого человека? Практически это невозможно. «Из-под палки» мы учились (причем плохо учились) в школе, но тогда «положение» обязывало. В компании, заставить учиться сотрудника это значит сделать обучение неэффективным с самого начала, еще задолго до его начала.
Опыт. Многие руководители забывают о том, что у каждого сотрудника есть свой опыт – работы, получения знаний, видения своей деятельности и так далее. Более того, нередка ситуация, когда руководитель попросту пренебрегает опытом своего подчиненного. Но не будем скрывать, очень часто сотрудник во многом более опытнее своего руководителя
Знания. Каждый сотрудник в компании - носитель знаний. И у каждого сотрудника есть свое представление о том, какие знания у него есть, а какие надо получить. Директива «Вася, тебе нужно освоить то-то и то-то…» практически бессмысленна, если Вася сам этого не осознает.
Причина в неэффективности тренингов лежит в вышеперечисленных фактах. Не хотят сотрудники «сидеть за партами». А если не хотят, то и получение знаний в подобном формате довольно сомнительно.
Что делать? Менять форматы обучения и методологический аппарат обучения в компаниях .
Давно уже говорю, что цель обучения в компании – возможность показать новые подходы и расширить горизонты сотрудников, что говорится «размылить привычный взгляд». А это уже не тренинг, а нечто другое.
Научить взрослых людей можно только через открытый доверительный диалог, чем тренинг являться не может по своей сути.
❗ Я всегда не стесняясь об этом заявляю и руководству и участникам. А еще я прошу всех участников на время очистить свою голову от всех знаний, умений, опыта, который они уже получили в своей жизни. Забудьте на время все то хорошее и все то неудачное, что уже делали в своей жизни в данной области.
❗ Это состояние называется «идти с пустой чашей». ❗ Выражение возникло из широко известной притчи: «В девятнадцатом столетии один университетский профессор посетил старого мастера. Профессор пришел к нему домой, чтобы расспросить о дзэне, но в разговоре обнаружилось, что он больше говорит, чем слушает. Тогда мастер стал наливать чай в уже полную чашку гостя; чай разлился по столу.
– Что вы делаете! – воскликнул профессор.
– Подобно этой чашке, вы полны собственными идеями, – отвечал мастер. – Как же я могу учить вас? Сперва опорожните вашу чашку».
Опорожняя свою чашу, мы освобождаемся от предубеждений, которые начинают тормозить наше познание нового. Внутренний монолог начинается с критики и мы перестаем воспринимать то, что отлично от нашего видения. В результате мы можем остановиться в своем развитии.
“еще я прошу всех участников на время очистить свою голову от всех знаний, умений, опыта, который они уже получили в своей жизни. Забудьте на время все то хорошее и все то неудачное, что уже делали в своей жизни в данной области.”
Павел, вы считаете, что это возможно в отношении взрослых и во многом осознанных людей? Это, на мой взгляд, блеф
Да и потом, попросить-то очистить можно, но как вы проверите, что это произошло? Не эффективнее ли опираться на те знания и опыт, которые уже есть у участников?
Разве я сказал, что это универсальная волшебная кнопка ? У меня это работает. Мне это помогает.
Как минимум это честно. Это дает понимание участникам, что мы здесь не “письками” мереимся, а развиваемся. В разы уменьшает сопротивление и попытки участников доказывать, что они тоже много чего знают.
То есть. Я как бы говорю: “друзья, все понятно, вы все здесь не глупые ребята, я в это верю, я это уважаю. Но сегодня давайте рассмотрим это немного под другим углом”.
Да, Павел, я тоже использую при обучении такой подход “с пустой чашкой”