ШКАМ. Принцип “чистоты профессии” для отечественного коуча

Активно используя социальные сети для продвижения своих услуг (чего никогда не скрывал), ведя активную переписку с коллегами, создавая новые материалы для своего сайта, а также общаясь с коллегами, клиентами в ходе различных мероприятий, понимаю, что помимо уже привычных всем принципов коучинга , в последнее время настало время появлению абсолютно нового с точки зрения идеологии коучинга как технологии, принципа.

Условно, этот принцип я пока назвал «принцип чистоты профессии» (хотя понимаю, что надо названием еще стоит поработать).

О чем собственно идет речь.

В настоящее время один из явных трендов коучинга – это собственно уход от коучинга.

Ситуация проста и типична - человек, обучившийся коучингу и получивший сертификат (в довольно приличной школе), начинает свою деятельность на рынке, явно далекую от того, чему, собственно его обучали в школе и за что, собственно он получил этот сертификат.

Но все шито-крыто – человек закончил школу, получил соответствующий сертификат и может делать все что угодно, то там, то тут козыряя «дипломом-сертификатом-любой другой бумажкой».

Но коучингом ли занимается человек, по сути? Получает ли клиент ту помощь и в том формате, за который он, собственно, к коучу и обратился?

Принцип, который я условно назвал «принципом чистоты профессии» говорит о том, что человек, обучившийся коучингу и рекламирующий свои услуги коучинга, не отходит от технологии коучинга, его принципов и инструментов. В противном случае, человек честно говорит, что он помогает клиенту не в формате коучинга.

Для чего, на мой взгляд, важен данный принцип?

 Во-первых, для становления, формирования и пополяризации цивилизованного рынка коучинга как помогающей услуги в России.

Во-вторых, для честности и прозрачности отношений между коучем и его клиентами, между коучем и профессиональным сообществом. И если коуч, отходит от технологии коучинга в своей работе, он честно признает этот факт, что никак не умоляет его достоинств как профессионального помощника, но в ином формате.

Многие коллеги, друзья задают  мне вопрос «Зачем ты постоянно поднимаешь эти темы»? «Зачем об этом постоянно говорить – рынок все сам расставит по своим местам» и тому подобное. Коллеги, не расставит рынок ничего, пока мы сами все не расставим.

Я честно отвечаю – такая работа нужна только для того, что бы коучинг было легче продвигать, легче продавать и легче общаться с клиентами в данном формате профессиональной помощи.

Если же эту работу (за чистоту рядов) пустить на самотек, то еще через го-два коучинг продать уже будет невозможно.

Обучающий пакет «ШКАМ Коучинг. Технология. Инструментарий. Профессия. Полный курс обучения и поддержки»

2 ответов

  1. Ольга

    Хорошая тема, при этом не понятно на кого рассчитана статья. Если на коучей, знающих принципы и технологии коучинга, но продающих под этим “соусом” все, что угодно только не коучинг – тогда в чем смысл этой статьи? Так, глас вопиющего, увы. Если на потенциальных потребителей услуги – то было бы логично (ИМХО, естественно:) как-то эти принципы в статье обозначить, чтобы люди могли отчетливо увидеть разницу между коучингом и не-коучингом.
    Что касается основного посыла, а именно соблюдения чистоты профессии – согласна с каждым словом. При этом, думаю, с рынком коучинга будет та же история, что и с рынком тренингов, когда любой человек, передавший некую информацию группе других людей и получивший за это некий гонорар начинал считать себя “тренером” не имея никакого абсолютно понимания ни о том, как строиться процесс обучения, ни в чем собственно, смысл процедуры тренинга, ни о том, как устроена и функционирует групповая динамика, ни о том, какие у тренинга есть реальные возможности и какие ограничения. В связи с таким безалаберным подходом на рынке за последние 20 лет сформировалось стойкое недоверие к тренингам не только как к методе развития, но и к любому обучению персонала вообще. Сейчас можно наблюдать замечательную картину того, как на визитках рядом со словом “психолог” через запятую идет “бизнес-тренер, коуч”. При этом мало кто из бизнес-тренеров действительно знает разницу между тренингом и коучингом:))

    • Ольга, одна из функций коуча вести просветительскую, если так можно сказать, работу. Работу, которая направлена на “чистоту профессии”
      Это полезно и самим коучам, потому что для многих (особенно тех, кто заточен только на кошелек клиента) это тайна за семью печатями.
      Так и для клиентов – что бы они понимали с кем имеют дело (в частности, читая этот пост они могут понимать что и как исповедую я)
      Рынок бизнес-тренингов я бы не связывал с коучингом. Коучинг более интимная технология, если так можно сказать

Добавить комментарий для Ольга