Нет-нет, да услышу фразу «О, коллега, да вам нужен коучинг, давайте-ка поработаем. Моя цена *** за час».
Причем, такие фразы возникают совершено в "нейтральных" ситуациях - например, при разговоре с коллегой, в дискуссиях в социальных сетях и так далее.
Так или иначе, при таком подходе, коучинг в данном случае выступает как навязанная помощь тому, кто, вообще-то в ней может быть и не нуждается вовсе.
Я считаю, что такой подход является чем угодно, но только не коучингом.
Во-первых, предлагая «вам нужен коучинг», фактически, коуч говорит человеку (пока еще не клиенту, заметим), что – уважаемый, а у тебя проблемы и я могу тебе их помочь решить.
Коучинговая позиция «Я – ОК, Ты- ОК», о которой пишут все учебники по коучингу, явно выбивается в данной парадигме.
Во-вторых, предлагая коучинг в таком виде, коуч пытается сформировать запрос клиента за него и разрешить его за его же, клиента, деньги.
При такой парадигме мало кто из коучей задает себе вопрос «А клиенту вообще нужна моя услуга? А передо мной вообще клиент-ли?».
Коучинг – технология для людей, которые осознают целесообразность своих изменений. Несколько лет назад, Юлия Чухно, на мой взгляд, один из лучших коучей сегодня на нашем рынке сказала, что «коучинг – технология для успешных людей». Полностью разделяю такой подход не только к самому коучингу, но и к продаже коучинговых услуг.
Более того, такой подход к коучингу существенно меняет отношение к собственно продажам услуг, продажам себя как носителя технологии коучинга.
Вообще, на мой взгляд, в любой помогающей профессии (КТК), важна потребность клиента к возможности изменения. Иными словами, навязанная услуга, услугой, как таковой являться не может.
Нет, конечно, может. Но та ли это будет помощь? И помощь ли по своей сути?
Возникает минимум 2 вопроса:
1. О какой модели коучинга идет речь (от директивного к директивному)?
2. Что такое успешный человек!?
О чем ты пишешь, Алексей, “Батенька, да Вам нужен коуч (…..)”! тоже имеет право быть если это не банальная “разводка”. Часто бывает что человек и не осознает что с ним происходит, а взгляд со стороны помогает человеку задуматься и осознавать происходящее.
И еще: есть две стратегии (или модели) маркетинга: продвигать тот товар (услугу) что есть или сначала сформировать потребность клиента в таком новом товраре (услуге) и потом его продвигать.
Упрощаешь реальность, Алексей
Юр ты прав, как всегда. Но все-таки в нашей профессии ЖЕЛАНИЕ меняться первично. Более того, в коучинге это желание должно быть осознанно
Алексей, спасибо за комплимент и цитату, хотя она несколько вырвана из контекста, когда прозвучала. Я бы сказала так: Коучинг – это технология для тех, кто осознанно стремится к росту и развитию. А успех – это неизбежный побочный эффект 🙂
Да, Юль, спасибо за поправку. Но суть то так же )
Часто дело именно в нюансах 😉