Коучинг в организации “Цербер”, “Наставник” или “Партнер”. Какой руководитель – коуч?

Про различные позиции руководителя в компании по отношению к своим подчиненным написано немало материалов, монографий и книг.

На основе прочитанного, исходя из запросов руководителей на коучинг, а также в ходе личных бесед я выделил три позиции руководителя в компании.

В предлагаемой ниже градации позиции руководителя важно то, что позиция может меняться в зависимости от ситуации в компании, поведения сотрудников и даже от внешней среды.

М1_ч1_позиции руководителя

Позиция первая – "Цербер"

При такой позиции руководитель осуществляет полный контроль любого действия каждого сотрудника. При этом нет никакого желания поддерживать и развивать инициативу персонала, есть тотальное недоверие к людям. Работа строго по должностным инструкциям без учета индивидуальных особенностей сотрудников.

Руководитель, находясь в этой позиции, как правило, не задается вопросами организационной структуры в компании, поэтому структура в такой компании либо есть чисто номинально, но обычно отсутствует вовсе.

В такой позиции находятся многие наши руководители, которые не хотят (именно не хотят), а значит и не стремятся делиться своей властью, видя в каждом сотруднике угрозу своему бизнесу, своей компании.

В тоже время «продвинутые сотрудники» стремятся как можно быстрее покинуть такую компанию и найти себе другое место работы.

Позиция вторая – "Наставник"

Руководитель осознает, что, передав сотруднику те или иные знания, «на выходе» он может получить большую эффективность от работы всей компании. В этом случае руководитель не видит угрозы со стороны персонала и понимает, что наставничество ведет к взаимному доверию и уважению в компании.

Находясь в этой позиции, контроль пока еще полностью остается у руководителя. Но это уже не тот контроль, который присущ «Церберу» и, что самое главное, сотрудники это понимают и замечают изменения. Позиция «Наставник» это начало некий фундамент будущего лидерства в компании, но все-таки пока еще не лидерство…

Позиция третья – "Партнер"

Эта позиция пока еще идеал для наших компаний, ибо основывается на полном доверии к тем, с кем руководитель работает.

Именно в этой позиции возможно полноценное делегирование полномочий, построение эффективной команды менеджеров. Только находясь в этой позиции, в компании могут вестись разговоры о лидерстве. Что важно отметить, что именно позиция руководителя «Партнер» дает возможность эффективно развивать сотрудника, давая ему самостоятельность в выборе решений  той или иной задачи.

Понятно, что «ПАРТНЕР» - высший приоритет взаимодействия в компании, но до него надо дорасти. Причем дорасти не только сотрудникам, но и самому руководителю.

Какое «движение» руководителя от одной позиции к другой наиболее эффективно?

Для эффективного управления компанией оптимальной в качестве начальной является позиция «НАСТАВНИКА».

Одной из типичных ловушек руководителей является то, что, начиная процесс управления с позиции «Цербера», руководитель в этой позиции надолго «застревает». Это понятно, ибо оставаться в комфортной для него роли намного привычнее. Но, как известно, любое изменение это выход за пределы зоны комфортности. И осознав это, у руководителя появляется выбор в какую сторону идти.

Как показывает моя практика, если руководитель находится в позиции «Цербер», то перейти в позицию «Партнер», минуя «Наставника» практически невозможно. А вот обратный путь (из «Партнера» в «Цербера») – к сожалению для нашего бизнеса реальность.

Эти вопросы рассматриваются в он-лайн программе "Коучинг в организации: инструменты, сценарии, алгоритмы"

Комментариев еще нет.

Leave a Reply