Очень много сегодня ведется споров на тему является ли коучинг помощью. И много разных (иногда противоположных) мнений на этот вопрос.
На первых вебинарах своей школы коучинга я сразу очерчиваю несколько рамок внутри которых проходит все обучение коучингу, включая рамку "коучинг как вид помощи".
Как я уже писал раньше, обучение коучингу в моей школе идет в двух плоскостях. Одна плоскость технологическая, в которой рассматриваются инструменты и философия коучинга, сценарии и алгоритмы коучинга.
Другая плоскость – профессиональная, в которой подробно рассматриваются вопросы профессии коуча, вопросы, связанные с продвижением коуча, продажами коучинга, становлению себя в профессии «коуч».
Одной из важных рамок для меня является то, что коучинг это отдельный вид профессиональной услуги.
В своей школе я даю такое определение
Профессиональная услуга – вид помощи, когда один человек (или группа лиц) помогает другому человеку (или группе людей) достигать поставленных задач и целей, основываясь на определенной технологии, используя определенную методологию и инструментарий.
Ключевое слово здесь – вид помощи. То есть, в моей философии коучинга, коуч – помогает клиент
Важно, что коучинг занимает отдельное самостоятельное место в помогающих профессиях и не является никаким дополнением к другим помогающим профессиям.
Важной составляющей в помогающей профессии с точки зрения клиентов, является экспертность человека, носителя той или иной технологии. То есть, человек, обращающийся к специалисту помогающей профессии, наделяет его большой степенью экспертизы и видит в нем:
- Учителя
- Наставника
- Волшебника и мага
- Человека, который способен решить ВСЕ проблемы
Большинство помогающих профессий несут в себе большую степень экспертности – то есть, специалист помогающей профессии выступает в роли эксперта той или иной жизненной ситуации человека (клиента) и помогает ему своими советами, рекомендациями и так далее.
С этой точки зрения, коучинг стоит особняком в списке помогающих профессий – в данной технологии экспертиза жизненной ситуации клиента (его проблем, задач, страхов и так далее) в коучинге сведена к минимуму.