ШКАМ-материалы. Формирование коучинговой среды

Иногда в письмах клиенты, а также учащиеся ШКАМ, которые уже проводят свои сессии, пишут, что "мне кажется сессия прошла не очень хорошо, клиент был каким-то зажатым, скованным, не разговорчивым" и тому подобное.

Одной из причин такого поведения клиента может быть причина  отсутствия созданной коучинговой среды между коучем и клиентом.

На мой взгляд, именно от создания такой среды во многом зависит успех коучинга. И ответственность за организацию этого пространства полностью лежит на коуче, а не на клиенте.

Я считаю, это очень важный навык для коуча - сформировать доверительную среду для совместной работы.

Формируя такое пространство в самом начале коучинговой работы коуч «включает» свою роль коуча, настраивая и себя, и своего клиента на совместную работу.

Я выделяю несколько составляющих этого пространства

  1. Доверие клиента коучу. Большинство клиентов, которые обращаются к коучу, не имеют понятия о том, что такое коучинг, его принципы, его методы и так далее. Поэтому,  доверие всегда носит личностный характер. Иными словами, клиент должен доверять коучу на уровне его личности. Если это доверие не установлено, вряд ли работа будет эффективной для клиента. Если этого доверия нет, то вряд клиент, осознанно или нет, но будет сомневаться в коуче как в человеке, а значит и как в носителе технологии "коучинг". Такие сомнения ставят под вопрос эффективность коучинга для такого клиента.
  2. Отсутствие экспертной оценки у коуча.   В момент коуч-сессии у коуча не должно быть экспертной оценки. Любая оценка существенно повышает  страх клиента "сделать что-то не так",  а значит клиент работает над решением какой-угодно задачи, только не своей собственной.
  3. Желание коуча помочь клиенту решить его задачу. Коуч должен иметь намерение помочь клиенту решить его задачу. Нельзя формально подходить к работе коуча. Иными словами коуч должен быть заинтересован в достижении клиентом своего результата. Насколько я вижу по своей практике, многие коучи не вкладывают смысла в слово "помощь", искренне считая, что коуч не должен помогать клиенту. Я считаю, и учу этому своих слушателей в ШКАМ, что коучинг - профессия помогающая. Иной вопрос - каково качество этой помощи. Но это тема отдельная
  4. Умение коуча донести суть технологии коучинга до клиента. Коуч до начала сессии должен объяснить клиенту суть данной услуги. В ШКАМ я показываю своим слушателям вариант объяснения, а также предлагаю самим сфорулировать свой вариант.

Что дает такой подход к организации коучингового пространства?

Такой подход позволяет:

  1. Показать клиенту рамки будущей работы
  2. Настроить клиента на самостоятельный поиск  решения своих задач
  3. Уберечь себя от лишних ожиданий клиента (например, когда клиент хочет, что бы решение за него было принято коучем, а не им самим)

Обучающий пакет «ШКАМ Коучинг. Технология. Инструментарий. Профессия. Полный курс обучения и поддержки»

Комментариев еще нет.

Leave a Reply