Нужна ли коучу своя уникальность?

Некоторое время назад в одной из дискуссий в сети Фейсбук было обсуждение, которое касалось уникальности коуча – из чего она складывается, на чем основана, и вообще – есть ли она? Некоторые коллеги высказали мнение, будто уникальность коучу вроде как, и не нужна, коуч он и есть коуч, и что тут обсуждать.

Я думаю, что подобные высказывания во многом идут от непонимания сути работы коуча и того формата, в котором коучинг, собственно, происходит.

А она, на мой взгляд, заключается в следующем

Коуч – профессия личностная и основной инструмент коуча – он сам, а точнее его ЛИЧНОСТЬ. И от того, насколько клиент видит в коуче личность, во многом зависит следующий пункт -

Коуч – профессия доверительная. Если клиент не доверяет коучу как личности – работа невозможна.

Что это означает?

Давайте не будем скрывать  и лукавить – инструментов коучинга не так уж и много, что бы каждому коучу иметь исключительно свои, уникальные и только ему принадлежащие. Конечно, есть авторские разработки, но в массе своей их не так уж и много.

Поэтому, определяющим фактором в выборе коуча является то, насколько личность коуча совпадает с личностью клиента, а если быть точнее, с его представлениями о личности. Причем право выбора тут всегда на стороне клиента, а не на стороне коуча, как многие почему-то думают.

Возникает вопрос - так что же понимать под уникальностью коуча?

В первую очередь уникальность коуча - он сам - его картина мира, видение, ценности, внутренние установки, жизненный и профессиональный опыт, умение общаться. Причем, наличие сертификатов и дипломов (мы все знаем как некоторые их получают) не дает ничего – первое общение коуча с клиентом во многом определяет тот список, который приведен.

Манера говорить, интонация, это тоже неотъемлемые части уникальности, с которыми работает коуч.

Глупо отрицать, что эти вещи нельзя понять, ибо нельзя «потрогать-понюхать». Эти показатели во многом иррациональны, но их присутствие и явное влияние никто не отменял. И если мы говорим (а говорят об этом все), что коуч работает в первую очередь с личностью человека, то уж давайте позволим клиенту таким оставаться и в вопросе выбора коуча.

4 ответов

  1. Если в личность входит и профессионализм, то я согласен. Клиенты коуча – это отражение его личности и профессионализма. В таком случае масштаб личности и профессионализма коуча определяет масштаб его клиентов и наоборот. Все взаимосвязано. Вопрос что влияет больше: личность или профессионализм?

  2. Я бы чуть поправил – что ПЕРВИЧНЕЕ.
    Для меня – личность

  3. Согласен. Клиент в первую очередь приходит именно к Личности, к конкретному человеку, у которого есть определённый уникальный опыт, стиль общения, образ мышления.

    Одна женщина, с которой я работаю, говорит, что ей всё равно как я себя называю (мастер привычек, коуч) и какими конкретно техниками я пользуюсь. Главное, что ей со мной хорошо, комфортно и есть результаты.

Leave a Reply