Практически все существующие определения менеджмента в настоящее время, так или иначе носят оценочный характер. В определениях и терминах менеджмента существует некая оценка того, что делает и/или должен делать руководитель. А значит, возникают вопросы «правильности/неправильности» управления.
Подход Адизеса к менеджменту уникален своей практичностью, и, в первую очередь тем, что никаких оценочных характеристик в определении менеджмента не существует. Именно такой подход делает данную теорию не только более объективной, но и максимально приближенной к реальности.
Если говорить сугубо об определении менеджмента у Адизеса, то руководитель это тот человек, который ВЫРАБАТЫВАЕТ И ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЯ, а также РЕАЛИЗОВЫВАЕТ/ВНЕДРЯЕТ ПРИНЯТЫЕ РЕШЕНИЯ.
При этом организация в целом должна быть результативна и эффективна в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Процесс управления любой компанией, вне зависимости от ее размера, вида деятельности и формы собственности, по теории Ицкаха Адизеса определяет всего 4 функции, которые и определяют эффективность работы любого предприятия.
Итак, какие же основные функции присущи менеджменту? Согласно Адизесу, выделяется всего четыре основных функции:
P – Producing или производство результатов
Любая организация должна производить результаты. В этом ее смысл и основная цель существования. Основная задача P- удовлетворять потребности клиентов и приносить прибыль. Если не будет производства результатов, то компании неминуемо грозит смерть. Это краткосрочная результативность компании.
А – Administrating - функция администрирования организации, основная задача которой заключается в выстраивании процесса функционирования всей деятельности организации. Любая компания имеет определенный набор правил, политик и процедур для организации своей жизнедеятельности. Функция А указывает на краткосрочную эффективность.
Е – Entepreneur – функция определения глобального направления компании (организации), определения вектора развития бизнеса в целом. Что производить компании, что бы ее продукция пользовалась спросом, как производить эту продукцию, как оперативно меняться, что бы удовлетворять изменчивый рынок. Как видно из самого описания функции – это долгосрочная результативность компании.
I – Integrating – функция, которая создает ценности внутри компании, объединяет людей и заставляет их действовать сообща и согласованно. Люди, работающие в компании должны разделять общее видение своей организации, следовать принятой миссии, быть лояльными друг к другу. Это долгосрочная эффективность компании. Каждая функция несет свою смысловую нагрузку и решает конкретные задачи в любой организации:
Р – ЧТО
А – КАК
E – КОГДА
I – КТО
Именно эти четыре функции необходимы для функционирования любой организации.
Комбинация различных функций, которые описаны выше дает так называемый КОД УПРАВЛЕНИЯ.
«Насколько мой код управления хорош?» «А правильный ли у меня код управления?» - такие вопросы часто задают руководители компаний и организаций, которые прошли мини-тестирование на выявления собственного кода управления. Нет хорошего кода или плохого – каждый код предоставляет собой стиль управления и на основе каждого кода можно построить ЭФФЕКТИВНУЮ РАБОТУ.
Код руководителя дает понять КАКИЕ функции у Вас развиты наиболее хорошо, а какие функции необходимо улучшать. Но как можно улучшить то, что у тебя развито слабо или не развито совсем?
Есть известная притча о стакане, в котором налито жидкости только до половины. Стакан наполовину полон или наполовину пуст? Ответов, понятное дело, два. Но эффективным ответом будет лишь первый – стакан наполовину полон. Именно это дает возможность развивать свои сильные стороны, не забывая при этом о слабых, а не наоборот.
Одной из особенностей ХОРОШЕГО менеджера по версии Адизеса является полное признание своих слабых сторон и способность увидеть и признать то, чего нет у тебя, в других. То есть, признавая то, что у вас явно недостает какой-то функции, не надо сломя голову браться за ее исправление. Признание превосходства какой-то функции в другом, позволит Вам создать эффективную и результативную команду. Именно на это, на создание эффективных команд и ориентирован PAEI-руководитель.