Кем является клиент для коуча? Насколько я вижу из своей практики в рамках программы "Коуч-предприниматель", а также в рамках обучения в ШКАМ, это один важных вопросов.
Очень часто многие коучи, особенно только начинающие строить свою карьеру на рынке профессиональных услуг не задумываются о важности идентификации своих потенциальных клиентов. И, как мне кажется, многое теряют.
Обычно, коучи (как и другие КТК-специалисты - консультанты и бизнес-тренеры) изначально думают, что если клиент обратился за услугой, то клиент имеет проблемы, нерешенные задачи, «затыки» и «кучу тараканов в голове». То есть, так или иначе, такой клиент является для коуча вовсе не клиентом, а пациентом, которому необходимо, пусть коучинговое (якобы), но все же, лечение.
Такая установка энергетически ставит вашего клиента ниже коуча и делает его зависимым. Иными словами, клиент понимает, что коуч выше его, умнее и опытнее, а значит необходимо у коуча получить "совет", прислушаться к его мнению и суждению, выполнять все его рекомендации, следуя заданному сценарию и рецептам, и так далее.
Для меня это немного иначе. Одной из отличительных особенностей коучинга как технологии, и самого коуча как специалиста, в моей парадигме является ПРИЗНАНИЕ того факта, что клиент - ЛИЧНОСТЬ, со своей историей, своей миссией, установками, ценностями. И вообще - у клиента все изначально "ОК", клиент просто стремится к своему дальнейшему развитию.
Если я как коуч готов внутри себя согласиться с тем, что передо мной именно ЛИЧНОСТЬ, то работа с таким клиентом будет строиться на иных принципах, а именно:
- Клиент имеет право выбора
- Клиент не имеет проблем, у клиента есть задачи
- У Клиента есть чему поучиться самому коучу
- Опыт клиента может пригодиться коучу
Много общаясь с коучами, читая топики в социальных сетях, я вижу, насколько многие попросту не готовы принимать такую позицию. Все чаще можно видеть в коучах истину в последней инстанции, безаппеляционность мнений и суждений.
Сегодня все чаще звучит мысль об экологичности коучинга в отношении с клиентом. При подходе, который описан выше клиент коуча становится истинным партнером коуча в Со-развитии. И при таком подходе совершенно строится работа коуча, в том числе и собственно продажи коучинга. Насколько я вижу из своей практики, сегодня такую парадигму принимают далеко не все и не всегда.