ШКАМ-материалы. Выход за рамки коучинга

Тема выхода за рамки коучинга при работе с клиентом периодически поднимается в профессиональной среде. И среди участников проекта ШКАМ (особенно людей с опытом консультирования, психологическим опытом) эта тема является довольно острой.

Некоторые коллеги считают что, работая в коучинге, нельзя и недопустимо выходить из формата работы коучинга. Высказываются мнения о том, что такой выход свидетельствует о не профессионализме коуча, его неподготовленности к работе с клиентом.

Я считаю, что такой выход возможен и вполне уместен. Более того, иногда выход за формат коучинга не только уместен при работе с клиентом, но и необходим.

Также, подобный выход из формата коучинга во многом говорит о честности самого коуча и перед клиентом, и перед технологией, что тоже немаловажно.

Часто в моей практике возникают ситуации, когда клиент просит помощи в решении того или иного вопроса, честно признаваясь, что он зашел в тупик. Конечно, многие возразят, что надо оставаться в формате и ждать, когда клиент "отвиснет" и найдет свое решение. Но у меня вопрос - кому от этого лучше? Клиенту, который пришел за поиском решения своей задачи? Коучу, который как кремень четко следует коуч-позиции?

Я считаю, что эффективным выходом из тупика клиента может являться и в моей практике является выход за рамки коучингового формата.

Более того, очень часто бывает так, что дав клиенту совет (что, безусловно, коучингом по сути не является) мы подталкиваем клиента к более быстрому и лучшему решению той или иной задачи. Здесь важным является то, что я как коуч при этом четко понимаю, что «отклонился от курса» коучинга и встал в какую-то иную позицию. В моем случае я часто выходя за рамки коуча «включаю» свою роль консультанта, иногда наставника. Люди, имеющие терапевтическое образование выходят в роль терапевта и так далее.

Но здесь возникает иной вопрос, который и является, с моей точки зрения, ключевым – нужно ли клиенту говорить о том, что «дорогой, мы сейчас выходим за рамки коучинга и давай поработаем вот так»? Тут вопрос честности и открытости самого коуча в работе с клиентом. Насколько коуч имеет доверие у клиента, насколько он ему доверяет как человеку, как личности и тому подобное.

Я читаю, что такая оговорка очень важна в работе с клиентом. Более того, такая оговорка позволяет коучу сохранять свою роль коуча и четко отделять ее от других ролей, которые могут возникать в работе с клиентом.

ШКАМ. Полный курс обучения и поддержки

2 ответов

  1. Да, Алексей, полностью поддерживаю то, что вы написали. Сам так работаю с клиентом: если необходима экспертная помощь, так и говорю об этом: “Сейчас я выхожу из роли коуча и общаюсь с тобой как консультант….”

  2. Я тоже согласен, что даже нужно выходить за рамки коучинга и в сессиях работать как спикер или тренер. Обычно я это делаю в самом конце сессии, чтобы зарядить Клиента своей энергетикой и вдохновить на действия.

Leave a Reply